Как горнякам выдержать удар?

АГМП предлагает меры, которые позволят отрасли восстановиться.

Всю последнюю неделю дискурс в казахстанском сегменте соцсетей закручен вокруг списка системообразующих предприятий. 24 апреля глава Министерства национальной экономики Руслан Даленов презентовал госкомиссии по модернизации экономики проект реестра системообразующих предприятий. В список вошла 361 компания из сферы строительства, транспорта, энергетики, торговли, аренды недвижимости, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Казахстанские предприниматели выразили сомнения в объективности выбора компаний, которые нуждаются в господдержке. Основной вопрос бизнеса Правительству – почему застройщики и автодилеры выделены в списке особо нуждающихся, при этом компании, которые формируют скелет нацэкономики (горняки, металлурги, нефтяники), остались за бортом. Недовольны этим списком остались и в Сенате РК, сейчас обсуждаются возможные правки. В нашем материале мы рассмотрим ситуацию со стороны горнодобывающей отрасли – почему принять меры поддержки стоит и какие они должны быть.

Консолидированное решение

Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) занимается проработкой возможных вариантов поддержки отрасли. И в этом плане они могут позволить себе говорить за большинство, поскольку это отраслевое объединение, в состав которого входит более 100 компаний горно-металлургического сектора. Как отмечают в АГМП, введение карантина, закрытие границ, рост волатильности фондовых и товарных рынков, разрыв технологических цепочек и резкое сокращение объемов потребления негативно сказываются на положении горнодобывающих предприятий. 

Из-за высокого уровня неопределенности в отрасли на площадке АГМП сформировался оперативный штаб, работа ведется в ручном режиме с каждым предприятием, налажена эффективная схема взаимодействия с госорганами. В рамках этого штаба обсуждаются системные и текущие меры поддержки предприятий горно-металлургического комплекса в условиях чрезвычайного положения. Работа ведется как положено – в онлайн-режиме, особенно это касается вопросов предотвращения распространения COVID-19 на горнодобывающих предприятиях, кроме того решаются вопросы поддержки работников компаний в случае временной потери работы. Уже сейчас существует алгоритм действий на случай, если вирус все-таки попадет на предприятия.

АГМП разработала пакет антикризисных мер по поддержке деятельности предприятий. Ассоциация обращалась и к Правительству, чтобы показать, что антикризисные меры есть, и они способны оказать существенное влияние на стабильную работу отрасли в текущей ситуации. В ассоциации предлагают, например, ускорить возврат НДС компаниям, тем самым не допуская вымывания оборотных средств компаний ГМК. Также затрагивались темы упрощения предоставления скидок по НДПИ для низкорентабельных месторождений, переноса части авансовых платежей по уплате КПН с середины текущего на начало будущего года, введения моратория на проверки предприятий ГМК. Ассоциация также ставит вопрос о переносе принятия ряда законов, в том числе Экологического кодекса РК, на следующий год.

Что конкретно?

В АГМП разработали целый пакет инициатив. Для начала ассоциация предлагает ввести до конца 2020 года мораторий на проведение госорганами проверок всех субъектов бизнеса, включая налоговые проверки, камеральный контроль и мониторинг крупных налогоплательщиков, за исключением налоговых проверок по возврату НДС.

Далее предлагается освободить предприятия ГМК до конца 2020 года от уплаты взносов в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) и пенсионных взносов, производимых из средств работодателя (отчисления ОСМС и ОППВ – 5%). По словам экспертов ассоциации, возможность предоставления финансового послабления на период действия чрезвычайного положения позволит избежать сокращения рабочих мест и высвобождения персонала. Данная мера позволит стимулировать работодателей за счет экономии фонда заработной платы сохранить часть рабочих мест. Также в целях профилактической поддержки основной массы работников предприятий и стабилизации эпидемиологической ситуации внутри страны, ускорения выхода на нормальный режим функционирования предприятий АГМП предлагает направлять часть средств ОСМС на мероприятия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции на предприятиях ГМК.

Еще одна мера, которая может снизить нагрузку, – начать платить по больничным листам из средств фонда социального страхования. Учитывая режим чрезвычайного положения и вероятность направления работников на карантин (временную нетрудоспособность) и в целях поддержания социальной стабильности вынужденных находиться в изоляции, АГМП предлагает увеличить размер пособия по временной нетрудоспособности до 1,5 МЗП за счет средств фонда социального страхования.

Не менее важно, по мнению представителей АГМП,снять ограничения по ввозу дизельного топлива и мазута в страну, а также установить верхний порог стоимости ДТ и мазута, произведенного в РК. АГМП также считает, что следует предоставить временные понижающие коэффициенты к тарифам на услуги МЖС. Потому что снижение затрат на транспортировку грузов железнодорожным транспортом, являющимся практически безальтернативным в Казахстане, позволит сохранить объемы реализации предприятий ГМК в том числе путем переориентации на альтернативные направления. Все это позволит снизить логистические издержки.

Ещё одно предложение ассоциации – упрощение процедуры таможенного контроля облегчит ситуацию в отрасли. Компании ГМК осуществляют часть операций по переработке сырья в таможенной процедуре «Переработка на таможенной территории». При импорте сырья и его таможенном оформлении, а также при возврате продуктов переработки по системе контроля и управления рисками (СКУР) срабатывает «красный коридор», который подразумевает обязательный таможенный досмотр как один из методов идентификации товара. В связи с действием в РК режима ЧП, АГМП просит Правительство рассмотреть возможность упрощения проведения процедур и исключения таможенных досмотров при оформлении толлингового сырья и продуктов переработки, а их идентификацию проводить путем изучения представленных документов по технологическому процессу переработки, химическому составу и нормам переработки.

Для того чтобы поддержать работников в случае сокращений, по данным АГМП, уже сейчас прорабатывается вопрос о взаимодействии региональных оперативных штабов при акиматах областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента для выдачи работникам предприятий ГМК электронного пропуска для беспрепятственного пересечения границ нескольких областей, городов на пути следования с вахты домой и обратно, а также по служебным командировкам. «В случае ухудшения ситуации, падения цен на продукцию ГМК более чем на 30%, снижения объемов производства будет разработан второй сценарий по комплексу мер поддержки отрасли с учетом единой позиции предприятий – членов АГМП», – отметили в пресс-службе ассоциации.

По углю и золоту

В ассоциации отдельно уделили внимание угольной и золотодобывающей промышленности. Для этого были разработаны два пакета антикризисных мер, главное – в ассоциации опросили игроков рынка и выработали общий антикризисный сценарий.

В угольной отрасли насущный вопрос – системные проблемы, связанные с удорожанием производства угля. Особенно это касается повышения стоимости дизельного топлива с 2013 по 2020 год, увеличения тарифов на перевозку угля железнодорожным транспортом. Также в комплекс мер по углю входят решения для предотвращения возможных рисков: недопущение установления НДПИ взамен рентного налога на добычу угля, недопущения сдерживания цен на энергетический уголь, усиление контроля за деятельностью угольных разрезов, разработка долгосрочной стратегии развития угледобывающей отрасли.

По поддержке золотодобывающей отрасли оперативный штаб рассмотрел перспективы закупки Национальным банком РК аффинированного золота. АГМП совместно с золотодобывающими компаниями подготовили ряд мер, направленных на развитие золотодобывающей промышленности. В основном они связаны с изменениями в налоговое законодательство и предусмотрением права вычета расходов/убытков от операций хеджирования из налогооблагамого дохода налогоплательщика, без необходимости предоставления дополнительных расчетов.

«В условиях текущей ситуации как на нефтяных рынках, так и на рынках драгоценных металлов вероятность резкого «скачка» рыночных цен очень высока. Такой скачок может быть как в сторону увеличения цены, так и в сторону уменьшения. Для защиты от таких резких «скачков» и обеспечения бесперебойного производства золота хеджирование является основным эффективным инструментом, используемым во всем мире. С помощью инструментов хеджирования производители драгоценных металлов предохраняют производство от риска снижения цены золота и от убытков, возникающих от резкого изменения рыночных цен на металлы», – детализировали в АГМП.

В АГМП отметили, что в Правительстве должны подумать о возврате ранее существовавшего в законодательстве положения статьи 247 Налогового кодекса, предусматривающего освобождение от налогообложения дивидендов, получаемых от предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Если такого налога не будет, то будут инвестпроекты, а они, в свою очередь, должны иметь налоговые преференции в виде освобождения от корпоративного подходного налога, налога на имущество и налога на землю в срок до 10 лет.

А чтобы стимулировать рост инвестпроектов, по мнению АГМП, больше всего поможет изменение принципов вычета первоначальной инвестиции в производство. Налоговое законодательство РК предоставляет налогоплательщику право на вычет из налогооблагаемого дохода в пределах от 10% до 40% в год от стоимости инвестиций в основные средства в зависимости от их вида. Основные производственные инвестиции в строительство и оборудование вычитываются по ставкам 10% и 25% в год от стоимости инвестиций. Как мера стимулирования Налоговый кодекс предусматривает удвоенную норму вычета в первый год ввода в эксплуатацию, но только по основным средствам, используемым исключительно для недропользования. Применение ускоренной нормы вычетов по инвестициям, вложенным в перерабатывающий передел и на инфраструктурные объекты, не предусмотрено.

Дать золоту кредит

Говоря о золотодобывающей промышленности, в АГМП убеждены, что отрасль сможет дать больший «выхлоп», если будут проработаны инструменты льготного финансирования:

«Проектная облигация». Регистрация эмиссии облигаций в упрощенном порядке, без аудирования отчетностей, под месторождения с наличием запасов (без наличия действующего производства и без денежных потоков);

– выкуп этих облигаций следующими институтами: Нацбанк, ЕНПФ, НУХ «Байтерек», БВУ, страховые компании;

– расширение круга лиц, имеющих возможность участвовать в обороте металла – опыт России.

Важно помнить, отмечают в АГМП, что Нацбанк, будучи оператором программы по реализации права преимущественной покупки государством металла, имеет крайне ограниченные возможности по оценке проектных рисков и/или кредитного риска предприятий – производителей золотосодержащего сырья. Такая экспертиза и ресурсы для нее (с учетом распределения ролей на рынке) относятся к прерогативе коммерческой части рынка – банкам второго уровня (далее – БВУ). В этой связи, по мнению экспертов, заслуживает рассмотрение опыта нивелирования негативного эффекта этого фактора в соседней России. В России вопрос оценки и принятия проектных и/или кредитных рисков золотопроизводителей отнесен в зону компетенции БВУ.

В сухом остатке весь комплекс предоставленных мер выработан не с целью поддержать конкретный субъект, скорее, это спасательный круг для всей отрасли. «Сектор ГМК во многом определяет развитие экономики страны. Отрасль представляют градообразующие предприятия с многотысячными коллективами. В этих непростых условиях компании должны сохранить устойчивость. Оперативный штаб АГМП будет и впредь максимально этому способствовать, своевременно реагируя на каждый поступающий от предприятий сигнал», – резюмируют в АГМП.

Важно, но не срочно

Сегодня горняки также обеспокоены принятием нового Экологического кодекса. В АГМП предлагают перенести сроки, поскольку мировой экономический кризис, вызванный пандемией, способен усугубить ситуацию в отрасли. «Сегодня спрос и цены на продукцию отечественных промышленных предприятий на мировых рынках рухнули на 20–30% и продолжают падать. И восстанавливаться он будет не один год. В этих условиях под большим вопросом, смогут ли предприятия сохранить свои производства и рабочие места, не говоря уже о том, будут ли у них средства на то, что требует новый Экологический кодекс. Поэтому мы считаем, что этот документ необходимо более тщательнее проработать, учитывая реалии сегодняшнего дня, и принимать его только вместе с мерами экономического стимулирования по внедрению НДТ. АГМП предлагает отложить рассмотрение проекта нового Экологического кодекса на 2021 год», – детализируют в АГМП.

Светлана Комарова

журнал «Горно-металлургическая промышленность» №3-4 2020

Share

Еще статьи из этого номера