Не конкурс ради конкурса, а эффективная закупка

В правила приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию внесены изменения.

Сроки меняются       

Новые требования вступили в силу в апреле этого года. Напомним, что Правила № 355, действовавшие с мая 2018 года (далее – Правила), были актуализированы и после обсуждения с бизнес-сообществом в них внесли отдельные изменения и дополнения.

– Наша ассоциация активно участвовала в защите законных прав недропользователей. Благодаря внесенным поправкам, редакция Правил, по нашему мнению, более четко регламентирует отношения между недропользователями и поставщиками товаров, работ и услуг (ТРУ – Авт.). Внесена ясность в механизм осуществления закупок, благодаря чему упрощается и ускоряется весь процесс от нахождения поставщика до окончания сделки, – пояснила эксперт департамента недропользования Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Гулназ Бисенова. – Отечественные недропользователи твердых полезных ископаемых (ТПИ – Авт.) стараются максимально использовать ресурсы казахстанских компаний и тем самым поддерживать обрабатывающие предприятия моногородов, обеспечивая их долгосрочными контрактами. Основное нововведение Правил теперь дает им возможность закупать ТРУ казахстанского происхождения способом из одного источника. Конечно, при условии экономической целесообразности.

Долгие годы камнем преткновения при закупках было ограничение сроков поставки и сроков оплаты ТРУ. Согласно вступившим в силу дополнениям, для недропользователей по контрактам на ТПИ исключены условия о сроке поставки ТРУ и оплаты за них. Вместе с тем казахстанским производителям разрешаются поставки ТРУ и сверх установленного в конкурсной документации срока, но не более шестидесяти календарных дней с даты заключения договора. Что касается оплаты за поставленный товар, выполненные работы и оказанные услуги, то казахстанским производителям товаров за поставленный товар казахстанского происхождения оплата производится не позднее тридцати календарных дней с даты подписания актов приема-передачи товаров. Эти сроки по сравнению с прежними сокращены вдвое.

Для недропользователей ТПИ также исключено условие о подписании заказчиком актов приема-передачи товаров или выставление требования об устранении нарушений условий договора, в случае если товары не приняты в течение десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком товарно-транспортной накладной.

– Важно также, что акты приема-передачи товаров с приложением документов, подтверждающих казахстанское происхождение, по новым требованиям предоставляются заказчику в течение пяти рабочих дней с даты подписания заказчиком накладной. Если же по объективным причинам они не были предоставлены в эти сроки, то акты приема-передачи подписываются в течение десяти рабочих дней с даты их фактического предоставления заказчику, – уточнила Гулназ Бисенова.

Возможности расширяются

Помимо этого, актуализированные Правила содержат другие новации, которые призваны усовершенствовать процесс закупок. Так, при закупках из одного источника недропользователи могут приобретать запасные части (комплектующие) к определенной модели оборудования, транспортного средства напрямую у заводов-изготовителей или официальных дилеров, дистрибьюторов завода-изготовителя. Проектные работы разрешается заказывать у казахстанских специалистов. Правила ограничивают участие в закупках недобросовестных поставщиков.

В конкурсной документации допускается размещение условия о порядке формирования цены приобретаемых ТРУ в проекте договора о приобретении ТРУ. Как пояснила эксперт АГМП, внесенное изменение основано на том, что недропользователи ТПИ разрабатывают долгосрочные категорийные стратегии с отечественными товаропроизводителями, основанные на формульном ценообразовании. Подобный подход позволяет прогнозировать цену на товар с помощью формулы и, что немаловажно, создавать справедливые условия как для заказчика, так и для поставщика, учитывать все риски и изменения рыночной конъюнктуры.

– Усовершенствованные Правила разрешают проводить повторный открытый конкурс и повторный открытый конкурс на понижение (электронные торги). Эта норма направлена против простоев производственных процессов и позволяет ускорить проведение закупочных процедур. Не секрет, что часто конкурс признается несостоявшимся из-за отсутствия конкурсных заявок потенциальных поставщиков в связи с низкой плановой ценой, выделенной для приобретения заявленных ТРУ. И тогда заказчик должен увеличить эту сумму и объявить повторный конкурс. На наш взгляд, введение механизма повторного открытого конкурса является рациональным решением, позволяющим значительно сократить сроки закупок без проведения нового открытого конкурса, – считает Гулназ Бисенова.

Другая новелла, по ее словам, позволяет недропользователям поставлять товар друг другу по цене, не превышающей ту, по которой он некогда был приобретен. Дело в том, что на складах у недропользователей иной раз хранятся невостребованные товары, так необходимые другим, но ранее действовавшие Правила запрещали товарно-материальные ценности реализовывать подобным образом. Эта довольно прогрессивная норма позволяет сократить складские запасы и финансовые потери, давая возможность приобретать недропользователям залежавшиеся товары друг у друга без объявления конкурса.

Внести ясность

– Несмотря на то что весной этого года в Правила были включены полезные для участников закупок новации, компании-недропользователи продолжают работать над совершенствованием механизма приобретения ТРУ. Предлагаемый ими второй блок изменений и дополнений направлен на исключение несоответствия или двоякого толкования пунктов действующих Правил. Обсуждается также несколько предложений в поддержку малого и среднего бизнеса, – сообщила представитель АГМП.

В целях дальнейшего совершенствования процедуры закупок компании недропользователи ТПИ предлагают законодательно расширить перечень случаев приобретения недропользователем ТРУ из одного источника. К примеру, оформлять закупку и в том случае, если сведения о заключенном оффтейк-договоре были внесены заказчиком в реестр не позднее трех месяцев со дня его заключения. Сделку считать действительной, если изменения в проект договора о приобретении ТРУ вносятся по взаимному согласию сторон и не затрагивают существенных условий договора. В том числе если поправки будут касаться корректировки суммы проекта договора в результате изменения курса иностранных валют по отношению к тенге в период с даты объявления потенциального поставщика победителем и до подписания договора о приобретении ТРУ.

Для ускорения закупочных процедур предлагается Правила № 355 дополнить статьей, позволяющей недропользователям приобретать вне конкурса ТРУ, годовой объем которых в стоимостном выражении не превышает тысячекратный размер МРП, установленный на текущий финансовый год. Разрешить заключать сделки о приобретении работ и услуг между предприятиями, являющимися самостоятельными юридическими лицами и входящими в одну группу лиц в соответствии с Предпринимательским кодексом. Рассматривается возможность перераспределять остатки ранее приобретенных недропользователем товаров между контрактами (лицензиями) на недропользование. В рамках рабочей группы обсуждается норма, позволяющая в случае отказа победителя, не проводя повторный конкурс, закупить ТРУ у второго потенциального поставщика.

Добросовестным поставщикам – дорогу

Часть предлагаемых компаниями ГМК новаций, по словам Гулназ Бисеновой, направлена на укрепление института добросовестных поставщиков. Возможно, вскоре недропользователь ТПИ в конкурсной документации вправе будет потребовать указывать завод-изготовитель и прилагать акт производственных испытаний, что позволит ему приобретать оригинальный товар напрямую у завода-изготовителя/его дилера/дистрибьютора и исключить поставки контрафактного товара и/или фальсифицированной продукции.

– Выставление подобных условий сведет на нет участие недобросовестных поставщиков в закупках. Значит, увеличится возможность недропользователя получить качественный товар, прошедший испытания в условиях производства, причем в установленные сроки, с гарантийным и сервисным обслуживанием. Эта норма, по нашему мнению, положительно отразится и на развитии отечественных обрабатывающих предприятий, которые будут мотивированы повышать качество своей продукции, работать над соотношением цена/качество, – рассказала Гулназ Бисенова.

Помимо этого компаниями-недропользователями ТПИ предложены и обсуждаются нормы, которые нацелены упростить документооборот в процессе закупок.

Предлагается разрешать конкурсную документацию подгружать в любом формате (pdf., word, txt., jpeg., png. и т. д.). Казалось бы, мелочь, но обе стороны участницы закупок уже отмечают позитивность этой нормы. Другие поправки борются против бумажной волокиты. К примеру, раньше в конкурсной заявке потенциальный поставщик должен был предоставлять пакет нотариально заверенных документов, неся дополнительные материальные затраты. Сейчас же обсуждается возможность разрешить заказчику ТРУ запрашивать оригиналы или нотариально заверенные документы после подведения итогов конкурса. Не исключено, что вскоре система автоматически будет формировать уведомление с перечнем документов, подгруженных в заявке, в достоверности которых заказчик-недропользователь сомневается и намеревается убедиться в их подлинности. Тем самым норма исключает сбор ненужных документов и увеличивает вероятность заключения договора, поскольку ранее часть закупок признавалась несостоявшейся в связи с несвоевременным предоставлением документов.

Все предложения компаний ГМК, направленные на совершенствование механизма приобретения товаров, работ и услуг в закупках, рассматриваются на заседаниях рабочей группы на площадке Комитета индустриальной и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. В АГМП полагают, что совместными усилиями с компаниями ГМК, представителями Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта KazIndustry», отечественными товаропроизводителями и НПП РК «Атамекен» удастся концептуально пересмотреть принципы эффективности закупок.

Марина Демченко

журнал “Горно-металлургическая промышленность” №10-2019

Share

Еще статьи из этого номера