На кону будущее угольной отрасли

Глобальный спрос на уголь остается достаточно сильным, несмотря на растущее понимание негативного влияния угольной промышленности на окружающую среду. В условиях ухудшающихся экономических и экологических перспектив для отрасли важно ее своевременно переориентировать. Это необходимо также для сохранения и укрепления энергетической безопасности республики.

Экспорту – зеленый свет

Вследствие ужесточения экологических требований в Европе в первом полугодии 2019 года генерация электроэнергии из угля в странах ЕС сократилась на 19%. Цена угля в Северо-Западной Европе с начала года упала на 33%.

Падение спроса на уголь негативно повлияло на экспорт казахстанского угля в Европу. В первом полугодии 2019 года прекратились поставки в Финляндию, за это же время на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сократился экспорт в Польшу.

В этой ситуации становится необходимым содействие государства для поддержки экспорта казахстанского угля по отдельным направлениям, в том числе через создание «Зеленых транспортных коридоров» для поставок через Китай в дальневосточном направлении, в направлении Балтики и через морские порты, считают в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).

– «Зеленые транспортные коридоры» могут стать решением для упрощения экспорта и транзита угля. Для их эффективности мы предлагаем проработать следующие мероприятия: предоставление понижающих коэффициентов на железнодорожные тарифы, снабжение в достаточном количестве вагонами для транспортировки угля, обеспечение свободного доступа к морским портам, – говорит заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов. – По нашему мнению, необходимо также создать интегрированные информационные системы для планирования маршрутов через Китай и РФ, позволяющие отслеживать загруженность железных дорог, наличие свободных мощностей для экспорта угля и обмениваться информацией между участниками «Зеленого транспортного коридора» (Казахстан, Россия, Китай) для согласования графиков отправки угля.

«Динамика перевозок угля в экспортном направлении с каждым годом растет. Рост за последние три года составил порядка 12%. Основными потребителями казахстанского угля являются Россия, Беларусь, Кыргызстан. При осуществлении перевозок угля для погрузки грузов привлекаются инновационные вагоны грузоподъемностью 75 тонн, что позволяет увеличивать перевозимый объем», сообщила в электронном письме нашему изданию пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Компания принимает необходимые меры по расширению рынка потребления казахстанского угля. Обсуждается возможность поставок в Индию, Японию через китайский порт Ляньюньган. Прорабатываются варианты поставок угля в Польшу и страны Евросоюза через порты Усть-Луга, Клайпеда и др.

С ОАО «РЖД» достигнута договоренность о предоставлении понижающего коэффициента 0,4 на транзитные перевозки угля по РФ из Казахстана в третьи страны через порты Латвии, Литвы, Эстонии и через белорусско-польские пограничные переходы, а также возврат вагонов из-под выгрузки. Согласно решению правления монополии (выписка из протокола его заседания от 15 октября опубликована на сайте РЖД), он вводится на период до 31 декабря 2019 года включительно.

«На внутреннем рынке Казахстана производится организация маршрутных отправок с ускоренным возвратом и исключением задержек в пути следования по областям регионов», пояснила пресс-служба АО «НК «ҚТЖ».

Напомним, в октябре в результате двусторонних переговоров была достигнута договоренность об увеличении разрешенного объема транзита угля в Украину через территорию Российской Федерации до 140 тысяч тонн в месяц.

Казахстанское чудо

– Если в мире складывается система дискредитации нашего (российского – Ред.) основного экспортного товара, должны ли мы в этом участвовать? В мире, где почти 2 миллиарда человек вообще не имеют доступа к электричеству, предлагать заведомо дорогие способы его генерации – это очень спорный путь, если не сказать более, – считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

А что касается экологии, то бороться надо не с углем, а с архаичными способами его потребления.

Исполнительный директор АГМП Николай Радостовец разделяет эту точку зрения. Глава отраслевой ассоциации неоднократно отмечал, что отсутствие четкой государственной политики в Казахстане не способствует решению проблем, имеющихся в отрасли. Так, в Концепции развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года с перспективой до 2050 года не уделяется должного внимания угольной отрасли и перспективам угольной электрогенерации в стране. Мероприятия Дорожной карты по развитию угольной отрасли РК на 2019–2023 годы не решают основные проблемы угольной промышленности, связанные с тарифной политикой КТЖ, завышением конечной стоимости угля недобросовестными реализаторами и частными автомобильными перевозчиками, повышением качества угля, а также не предлагают решения для развития углехимии в Казахстане. Более того, не ясны перспективы развития угольной отрасли в связи с мировыми тенденциями и тенденциями на внутреннем рынке Казахстана.

– На Угольном форуме в июне этого года мы прямо заявили об этой проблеме Правительству. Уголь – энергия будущего! Когда нас призывают переходить на солнечную и ветровую энергетику, говорят правильно, но всегда нужно соблюдать баланс экологии и экономики. Уголь – достояние Казахстана. Чудо! Мы только должны правильно им распорядиться. Пока мы не достигли одинаковой себестоимости производства энергии из угольных и возобновляемых источников, сильно торопиться, осваивая «зеленые» технологии, наверное, не надо, и строить новые предприятия, – считает Николай Радостовец.

Он предлагает в первую очередь провести экологические мероприятия на действующих угольных станциях и для начала обследовать все ТЭС, чтобы подсчитать, сколько будет стоить их переоснащение для снижения выбросов.

– По данным независимых экспертов, выгоднее модернизировать ТЭС, нежели переводить их на более дорогой газ, и примеров таких в мире немало. Прежде мы должны посчитать экономику проекта и учитывать не только интересы экологов и энергетиков, но и потребителей, – говорит руководитель АГМП. – Мы должны выработать свою, казахстанскую, модель развития угольной отрасли. Казахстан далек от рынков сбыта, и он должен использовать невысокую себестоимость генерации энергии – а она есть в стоимости любого продукта – для сохранения своей конкурентоспособности.

Штрафы и платежи направить на реконструкцию

Итак, судьба угольной отрасли и традиционной энергетики зависит от усиления экологичности работы теплоэлектроцентралей. Как рассказал в интервью нашему изданию эксперт департамента аналитики АГМП Рустам Шунтуков, ассоциация выступает за сохранение генерации электричества путем сжигания угля при условии текущих высоких цен на ВИЭ.

– Наладить экологичное производство на ТЭЦ можно, внедряя наилучшие доступные технологии (НДТ). Согласно предварительному обоснованию ТОО «СтройИндустрия», установка очистного оборудования и пылеулавливающих фильтров на действующей алматинской ТЭЦ-2 без перехода на природный газ снизит загрязнение воздуха с 11,2 до 2,7%. Переоборудование устаревших ТЭЦ для сжигания газа – дорогостоящее мероприятие, а в некоторых случаях невозможное по техническим причинам и из-за удорожания тарифа на электроэнергию. Тут потребуется поддержка государства, – подчеркнул эксперт АГМП. – В списке крупных природопользователей, которые будут обязаны внедрять НДТ, начиная с 2021 года, числятся угольные ТЭЦ. Однако они по технико-экономическим причинам не смогут провести комплексную модернизацию в сжатые сроки. В связи с этим предлагаем рассмотреть предложенный нами порядок перехода ТЭЦ на НДТ в 2025 году.

Согласно регламенту, предусмотренному новой редакцией Экологического кодекса, природопользователи смогут использовать экологические платежи на экологические мероприятия, начиная с 2025 года, после публикации национальных справочников НДТ. Учитывая, что экологические платежи ТЭЦ не покрывают затраты на установку НДТ, мы предлагаем предусмотреть в кодексе механизм аккумулирования платежей ТЭЦ за эмиссии, начиная с 2020 года, чтобы уже с 2025-го угольные станции смогли использовать эти накопления для внедрения НДТ.

Поскольку в сравнении с расходами на установку НДТ платежи ТЭЦ за выбросы эмиссий незначительны, АГМП предлагает подобные проекты освободить от других видов налогов – корпоративного подоходного, земельного, налога на имущество – либо субсидировать недостающие средства из бюджета.

Уверенность АГМП в перспективности угольной отрасли подкрепляется исследованиями международных экспертов. В Индии и странах АСЕАН, по прогнозам сотрудников ИНЭИ РАН, возможен рост объемов потребления угля. В ряде стран Ближнего Востока к вводимым в настоящее время 3 ГВт генерирующих мощностей добавятся проектируемые 41 ГВт угольных ТЭС. Угольные ТЭС (мощностью порядка 24 ГВт) уже работают в Турции, Израиле и Пакистане. Египет и Оман пока не имеют угольной генерации, но планируют ею обзавестись. ОАЭ, Иран и Иордания такое строительство уже ведут. В общей сложности на Ближнем Востоке мощность угольных ТЭС может достигнуть 77 ГВт. Для сравнения, в Казахстане по состоянию на 01.01.2019 г. общая установленная мощность электростанций оценивалась в 21 901,9 МВт, располагаемая мощность – в 18 894,9 МВт (данные АО «KEGOC»).

Перерабатывают, но не мы

– В связи со сложностями, связанными с падением спроса на уголь в Европе и ужесточением экологических требований, объем производства угля за 8 месяцев 2019 года сократился на 1,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и на 1,4% снизился экспорт, – говорит первый заместитель исполнительного директора АГМП Тулеген Муханов. – За это время в Казахстане было произведено 1 747,2 тыс. тонн кокса, то есть всего 2,4% от общего объема добычи угля. Тогда как за период с 2016 по август 2019 года Казахстан импортировал 3 539 936 тонн кокса. Это говорит о недостаточной развитости коксохимического производства в нашей стране. Отсюда следует, что наши металлургические предприятия испытывают большую нехватку кокса и вынуждены импортировать его по завышенной стоимости. В сложившихся обстоятельствах, на наш взгляд, необходимо налаживать отечественные производства дальнейших переделов из угля, развивать углехимию и коксохимическое производство.

– Почему коксохимию не сделать приоритетным направлением и не освободить от ряда налогов? Зачем уголь транспортировать на тысячи километров, если кокс, ксилол, водород, сжиженные газы, лекарства можно произвести в Казахстане? Перерабатывая это ценнейшее сырье, получают более 400 различных продуктов, но не мы, – с сожалением констатирует Николай Радостовец. – Очевидно, что производство новых видов продукции из угля способствует выходу на новые рынки сбыта, наращиванию экспортного потенциала страны и импортозамещению.

Поэтому АГМП совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития обратились в Министерство иностранных дел с просьбой включить производство новых видов продукции из угля в Перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Правительства РК от 14 января 2016 года № 13. По словам Тулегена Муханова, расширение Перечня является основанием для распространения действия пунктов (о предоставлении льгот и преференций. – Авт.) статьи 712 Налогового кодекса РК на предприятия, которые будут выпускать новую продукцию из угля. «Принятие данных шагов будет способствовать диверсификации отрасли и обеспечит ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе», отмечается в обращении.

Остается добавить, что в Дорожную карту развития угольной отрасли РК на 2019–2021 годы уже вошло более десяти проектов, которые реализуются/будут реализованы отечественными угольными компаниями. К примеру, строительство завода по производству спецкокса в АО «Шубарколь комир» мощностью 400 тыс. т в год. АО «Шубарколь Премиум» проводит научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы по переработке угля в жидкую углеводородную топливную смесь. АО «АрселорМиттал Темиртау» планирует приобрести и установить систему двухстадийного обогащения в тяжелосредных гидроциклонах на ЦОФ «Восточная», чтобы увеличить выход угольного концентрата на 3,5%, а также реализовать инновационный проект по утилизации шахтного метана на шахтах угольного департамента.

Как нам стало известно, в январе угольные компании отчитаются о принимаемых ими мерах для налаживания глубокой переработки угля.

Марина Демченко

журнал «Горно-металлургическая промышленность» №11-12 2019

Share

Еще статьи из этого номера