Фокус на индустриальный прорыв

В Казахстане с 2010 года поэтапно реализуется новая индустриальная политика, направленная на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности. Данный вектор будет сохранен и в рамках третьего этапа индустриальной политики, реализация которого начнется в следующем году.

За партнерство государства и бизнеса

Однако ГПИИР-3 имеет и свои особенности. В частности, планируется отойти от широкой приоритезации отраслей и сфокусироваться на стимулировании отдельных эффективных средних предприятий. Критерием для определения таковых станет готовность к расширению номенклатуры и сложности экспорта, а также внедрение цифровых технологий и инноваций.

Кроме того, развитие новых индустриальных проектов в рамках третьей пятилетки будет основываться на таких принципах, как отбор наиболее эффективных предприятий, встречные обязательства, стимулирование вместо поддержки, соглашение о повышении конкурентоспособности. Каждый из этих принципов является действенным и эффективным. А вот механизмы для развития новых индустриальных проектов в стране заложены самые разные.

С целью стимулирования и развития обрабатывающей промышленности и усиления позиций отечественных производителей на международном уровне будут активно использоваться инструменты совершенствования систем стандартизации и обеспечения единства измерений, введения маркировки товаров, внедрения сервисной модели сопровождения экспорта. В зоне особого внимания – улучшение инвестиционного климата в обрабатывающем секторе, а также поддержка и продвижение экспорта. Для повышения уровня развития экспортной инфраструктуры за рубежом будут разработаны меры государственного стимулирования, способствующие вовлечению частных предприятий в создание и развитие экспортной инфраструктуры в формате государственно-частного партнерства. Это экспортные операторы – консалтинговые и маркетинговые компании, деятельность которых направлена на поддержание, проникновение и закрепление казахстанских предприятий на внешних рынках, а также компании, обеспечивающие торгово-логистические услуги при экспорте.

Другой мерой, направленной на развитие экспорта, является создание бренда «Қазақстанда жасалған/Сделано в Казахстане/Made in Kazakhstan». Цель создания странового бренда – идентификация казахстанской обработанной продукции под единым брендом на внешних рынках с релевантными образами, присущими Казахстану. Основное внимание будет уделено выстраиванию каналов информации для потенциальных и действующих партнеров казахстанских предприятий. В целях реализации принципа сопряжения индустриального и пространственного развития особое внимание будет уделено вопросу обеспечения промышленной инфраструктурой таких «точек роста», как крупные города и агломерации. Для завершения объектов инфраструктуры СЭЗ наряду со средствами государственного бюджета будут использоваться частные инвестиции и механизм ГЧП.

И крепкий тыл, и центр тяжести

Сегодня государство для развития обрабатывающей промышленности принимает все новые меры. В том числев области торгово-промышленной и интеграционной политики, не противоречащей концептуальным основам развития ЕАЭС. В частности, проведение проактивной торговой политики, нахождение решений и компромиссов для снятия барьеров во внешней торговле в рамках ЕАЭС, доступе на рынок Китая, Центральной и Южной Азии. Налаживается постоянный диалог с действующими экспортерами отечественной обрабатывающей промышленности для понимания их реальных потребностей, выявления и устранения барьеров во внешней торговле, наращиваются кооперационные связи на основе ускоренного развития отраслей. Чтобы отвечать требованиям времени, для Индустрии 4.0 необходима соответствующая подготовка кадров, в первую очередь технического профиля. А потому особую актуальность обретают новые образовательные программы, которые совместно с работодателями будут внедряться в 10 ведущих колледжах страны. Разрабатываются экспериментальные образовательные программы теоретического обучения и профессиональной практики, основанные на модульных технологиях, на дуальной системе обучения. Найдет продолжение и внедрение международных стандартов WorldSkills.

Для формирования государственного заказа по необходимым специальностям Правительством Республики Казахстан будет определена потребность в соответствующих кадрах для обрабатывающей промышленности.

Поэтому система прямого государственного стимулирования будет выстроена таким образом, чтобы способствовать появлению новых предприятий, производящих и экспортирующих средне- и высокотехнологичную продукцию, и тем самым будет содействовать качественному прорыву и эффективной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках. Условно они будут разделены на 4 группы предприятий: «новые индустриальные игроки», «крепкий тыл», «драйверы роста», «центры тяжести». И, соответственно, под каждую группу будут применяться индивидуальные меры стимулирования.

С целью развития экспертной зрелости предприятий на каждом этапе при их переходе от одной группы в другую предусматривается пакетный принцип оказания мер стимулирования. Например, для потенциальных экспортеров, не имеющих экспортного опыта, планируется оказание консультационных услуг, в том числе по существующим мерам поддержки. Для активных экспортеров предполагается возмещение их транспортных расходов, развитие региональных брендов. При этом на каждом этапе будет проводиться обучение. Таким образом,к 2025 году можно ожидать достижения реального роста: производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,7 раза, экспорта обрабатывающей промышленности в 2,3 раза, инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в 2 раза, количества действующих предприятий на 1 000 человек экономически активного населения в 2,3 раза к уровню 2016 года.

Стимул в обмен на обязательства

Реализация озвученных целевых индикаторов будет достигаться за счет их декомпозиции на показатели развития обрабатывающей промышленности в разрезе регионов страны.

В программе определены четыре основные задачи, каждая из которых раскладывается на показатели результатов, что позволяет увидеть ключевые изменения к концу планового периода. Решая первую задачу – углубления индустриализации – необходимо достичь критической массы предприятий в обрабатывающей промышленности и увеличить их концентрацию в «точках роста». Помимо эффекта от большой взаимосвязанности отраслей и увеличения внутренней конкуренции между предприятиями, решение данной задачи позволит расширить пул экспортеров.

Вторая задача основывается на расширении объемов производства и номенклатуры обработанных товаров, пользующихся спросом на внешних рынках, с учетом обязательств РК в рамках членства в международных экономических организациях. Необходимо наращивать экспортную корзину как минимум в 2 раза, количество товаров должно достигнуть 450–500, чтобы признать данную подзадачу исполненной.

Расширение объемов производства будет измеряться показателями роста объема экспорта товаров средней и высокой технологической сложности, а также продукции, выпускаемой на территории СЭЗ, количеством субъектов индустриально-инновационной деятельности и проектов, получивших меры государственного стимулирования.

Решение задачи укрепления базовых отраслей будет направлено на рост абсолютных показателей обрабатывающей промышленности – объемов экспорта и инвестиций – а также обеспечение отечественных производителей необходимыми промышленными полуфабрикатами и комплектующими.

И наконец показателем решения задачи по цифровизации обрабатывающего сектора станет рост числа крупных и средних предприятий, внедривших цифровые технологии, а также уровень активности предприятий обрабатывающей промышленности в области инноваций.

Как считают эксперты, для более успешной конкуренции важно стимулировать выход на серийное производство сложных потребительских товаров, которые дают «эффект масштаба». Несомненно, что амбициозные разработки, а также высокотехнологичные решения как и прежде будут превалировать в масштабных проектах, однако со временем все они могут в той или иной мере стать общедоступными. Необходимо понимать, что каждой группе предприятий будут предоставляться меры стимулирования только лишь в обмен на встречные обязательства. Для этого между МИИР РК и предприятием будет заключаться Соглашение о повышении конкурентоспособности субъектов индустриально-инновационной деятельности, регулирующее взаимодействие сторон при установлении и реализации взаимных обязательств и гарантий, в том числе с использованием принципов государственно-частного партнерства.

В соглашении будут закреплены индивидуальный комбинированный пакет прямых мер государственного стимулирования, которые будут предоставлены предприятию национальным институтом развития в области развития индустрии и национальным управляющим холдингом, а также ответственность предприятия за некачественное либо несвоевременное исполнение принятых встречных обязательств.

От высоких технологий – к высоким переделам

Будучи ведущим производителем многих сырьевых товаров и занимая лидирующие позиции в объемах добычи металлов, Казахстан сегодня испытывает необходимость в расширении производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Оценивая потенциал для развития новых видов передела, следует учитывать близость к конечным рынкам сбыта. Кроме того, потенциальными точками роста для Казахстана могут стать направления по замещению импорта металлургической продукции.

Так, в Казахстане недостаточно развито производство редкоземельных металлов (РЗМ). Отрасль остро нуждается в инвестициях, которые в первую очередь могли быть направлены на улучшение инфраструктуры в регионах расположения месторождений. При эффективном использовании минерального сырья редких и редкоземельных металлов Казахстан может позволить развивать современные отрасли науки и техники, а также реализовывать РЗМ на мировом рынке.

В настоящее время мировая потребность в подобных элементах составляет около 120 тыс. тонн в год. Около 85% мирового производства и 95–97% мировых запасов принадлежит Китаю, и любое ограничение поставок из этой страны может иметь крайне негативные последствия для промышленности других государств. В случае благоприятного развития событий Казахстан на данном рынке может достичь 8–9% мирового объема и занять 2-е место по производству тяжелой группы РЗМ в мире.

Необходимо понимать, что в нынешней ситуации при слабой развитости производства высоких переделов отечественная металлургия имеет высокую зависимость от мировых цен на металлы, которые сегодня находятся под давлением проводимых санкций и торговой войны между США и Китаем. Учитывая, что около 40% отечественной металлургической продукции отправляется на экспорт в Китай, Казахстан находится в крайне уязвимой позиции.

В рамках первых двух пятилетних программ в Казахстане реализован ряд проектов по производству стальной продукции, таких как мелкосортный прокат, фасонный прокат, метизы, стальные канаты и тросы, трубы разных диаметров. Однако объем указанных новых производств все еще незначительный, а ряд производств не загружен или простаивает. В большей степени эти производства ориентированы на покрытие внутреннего рынка.

Особую роль в развитии ГМК сыграли запуск нового производства конечной продукции – ТОО «АРБЗ» и создание алюминиевого производства в СЭЗ «Павлодар». Но в целом необходимо признать, что производство металлургической продукции высоких переделов в настоящее время в Казахстане практически не развито и имеющаяся потребность покрывается импортом.

В рамках индустриального развития необходимо особое внимание уделить направлениям, которые так и не были реализованы в рамках предыдущих программ. К примеру, это выпуск готовых изделий фасонного проката, метизов, плоского проката, это и привлечение иностранных инвесторов, и реализация инвестиционных проектов, предусматривающих дальнейшее расширение производства меди, алюминия, титана. В этом ряду можно назвать и организацию производства готовых изделий и продукции с высокой добавленной стоимостью – медных труб, медной катанки, алюминиевых листов. Необходимо придать импульс и развитию малотоннажных производств, и созданию условий для производства ювелирных изделий.

Реализация данных проектов, помимо развития новых видов передела в ГМК Казахстана, позволит укрепить позиции на внешних рынках, в том числе в рамках ЕАЭС. Кроме того, применение более высоких технологий будет стимулировать производственную кооперацию внутри страны и наращивание технологического потенциала. В данном аспекте стратегически важно правильно определить меры поддержки и стимулирование промышленности, что в дальнейшем позволит нарастить профессиональные компетенции в создании конкурентоспособного производства конечной продукции.

Тимур Садыров

журнал «Горно-металлургическая промышленность» №11-12 2019

Share

Еще статьи из этого номера