Помогают начать карьеру

Социальное партнерство – важнейший элемент дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Дуальная система позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» в учебном процессе увязать теоретическую и практическую подготовку, а также учесть специфику производства корпорации «Казахмыс».

Контингент обучающихся формируется на основе плана приема учащихся в ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс». Прием и зачисление учащихся, желающих обучаться по образовательным программам в колледже, осуществляется на основании Правил приема в ЧУ ТКК, утвержденных учредителем.

Учащимся ЧУ «Технологический колледж», обучающимся на «4» и «5», начисляется и выплачивается стипендия за счет средств корпорации «Казахмыс», компенсация на проезд, выплаты на питание и одежду. Размер ежемесячной стипендии учащимся колледжа установлен решением председателя правления ТОО «Корпорация «Казахмыс» Огаем Э. В.

В 2012 г., согласно приказу Управления образования Карагандинской области, Технологический колледж объявлен экспериментальной площадкой по внедрению элементов дуального обучения корпорации «Казахмыс» по специальностям среднего профессионального образования: 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и 0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования».

В 2014 году список специальностей был расширен и в эксперимент включены специальности 0706000 «Открытая разработка» и 0711000 «Маркшейдерское дело».

В 2008 году частное учреждение «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» создано решением правления ТОО «Корпорация «Казахмыс».

Учредителем колледжа является ТОО «Корпорация Казахмыс».

Обучение осуществляется на государственном и русском языках.

Обучение ведется по дневной и заочной формам обучения.

Социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Дуальная система позволяет фактически отразить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку с учетом специфики производства корпорации «Казахмыс» и ее технологических процессов.

Процесс освоения выбранной профессии осуществляется непрерывно, в том числе и на протяжении всего периода обучения на производственных площадках корпорации «Казахмыс».

Реализация дуального обучения осуществляется также и посредственном государственного участия, в лице Палаты предпринимателей и Управления образования по Карагандинской области.

С целью реализации дуального обучения и создания пакета нормативно-правовых документов, регулирующих организацию учебного процесса в условиях эксперимента, были заключены четырехсторонние договора между ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс», ТОО «Корпорация «Казахмыс», Палатой предпринимателей и Управлением образования по Карагандинской области.

Практика учащихся 2-го курса, не достигших 18-летнего возраста, проходит в слесарно-механической мастерской колледжа, оборудованной современными станками, аналогичными на заводе горно-шахтного оборудования и на учебном горном полигоне, оборудованным машинами, действующими на рудниках корпорации «Казахмыс».

Практика учащихся 3-х и 4-х курсов организована по дуальной системе. График учебного процесса и расписание занятий в колледже составлены таким образом, что еженедельно в течение учебного года теоретические занятия чередуются с производственными.

В качестве базы для проведения профессиональной практики учащихся колледжа определяются производственные подразделения корпорации, в которых применяются передовые технологии, современная техника и оборудование, автоматизированные системы оборудования и т. д. (табл.1). С выбранными предприятиями в качестве баз практик заключаются договора, в которых оговорены условия дуального обучения. Организация – база практики – проводит инструктаж по охране труда: вводный инструктаж на рабочем месте, создает необходимые условия для выполнения учащимися программы всех видов практик, после окончания практики выдает характеристику о работе каждого учащегося-практиканта, в случае необходимости обеспечивает студентов-практикантов спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются государственным общеобязательным стандартом ТиПО и образовательной программой соответствующей специальности.

На рабочем месте за учащимися закрепляются наставники из числа квалифицированных работников предприятия и руководителей подразделений. По окончании практики учащиеся сдают квалификационный экзамен на получение рабочей профессии. В состав квалификационной комиссии входят специалисты предприятии ТОО «Корпорации «Казахмыс».

Образовательный процесс в колледже осуществляется на основе внедрения современных педагогических технологий: информационной, модульно-блочной, личностно-ориентированной.

Большинство преподавателей внедрили информационную технологию, используя на занятиях следующие программные продукты: «Компас 3D V11», «Компас-электрик», AutoCAD 2010, позволяющие создавать чертежи деталей в 3D-проекции; программу Dialux, позволяющую производить расчет всех требуемых световых характеристик: яркости, всех видов освещенности, показателей блесткости, КЕО; Credo для камеральной обработки гоедезических измерений; маркшейдерскую компьютерную программу Surpac, позволяющую моделировать геологию и запасы, оценивать и планировать горные работы, контролировать качество руды.

Одним из решений проблемы методического и дидактического обеспечения учащихся является создание электронного комплекса обучения студента (ЭКОС), представляющего собой совокупность учебно-методического материала для обучающихся по изучаемым дисциплинам.

В ЭКОСе учащийся получает систематизированную в объеме учебного семестра и структурированную по учебным дисциплинам базу знаний, которая включает лекционные материалы, материалы к практическим и семинарским занятиям, материалы для самоконтроля, рубежного и итогового контроля знаний и другие учебно-методические материалы. Создание электронного комплекса обучения студента позволило активизировать самостоятельную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, гибко подходить к объему, актуальности изучаемого материала, вносить в ЭКОС материалы по современному оборудованию, увеличить объем дополнительной информации.

Одним из основных компонентов деятельности, направленной на повышение качества образования, является активное вовлечение работадателей в обновление содержания и реализацию образовательных программ в системе дуального обучения. В связи с чем ведущие специалисты корпорации «Казахмыс» привлекаются к преподавательской деятельности в колледже: читают обзорные лекции по специальностям, проводят занятия по предметам узкой специализации, регулярно проводятся конференции и «круглые столы», на которых учащиеся получают информацию от руководящих работников о структуре производства, методах и приемах выполнения работ, организационных положениях, а также о задачах и перспективах развития предприятий.

На выпускном курсе, после окончания теоретического и практического обучения, учащиеся проходят выходной контроль знаний, который включает в себя:

  1.  анализ знания основных требований раздела профессиональных стандартов ТОО «Корпорации «Казахмыс», направленных на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин;
  2.  анализ результатов оценки и планирование мероприятий по устранению пробелов знаний по предметам;
  3.  организацию занятий с привлечением преподавателей Центра подготовки и переподготовки кадров по анализу и разбору несчастных случаев, произошедших на предприятиях ТОО «Корпорации Казахмыс», по разбору ситуационных задач;
  4.  проверку знаний учащихся выпускного курса по вопросам, используемым при аттестации инженерно-технических работников предприятий в разрезе по специальностям;
  5.  прохождение процедуры определения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации (НОК);
  6.  увеличение производственной составляющей рабочих программ по специальным предметам в части их специфики условий производства и стандартов предприятий.

По окончании колледжа выпускники при трудоустройстве на работу проходят входной контроль, который осуществляется прохождением онлайн-тестирования (процедура утвержденная корпорацией «Казахмыс») и собеседования с ведущими специалистами при приеме на работу.

По окончании колледжа все выпускники трудоустроены (табл. 2).

В 2017 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор» для выявления лучших практик и проблемных секторов в деятельности организаций ТиПО впервые провел ранжирование колледжей республики. Холдингом была разработана методика и согласована с учебно-методическими объединениями организаций ТиПО и НПП РК «Атамекен». Сформированы анкеты для колледжей и работодателей, разработана онлайн-платформа для подсчета рейтинга колледжей.

В рейтинге колледжей участие тогда приняли 283 колледжа (221 государственных и 62 негосударственных). Оценка деятельности колледжей была проведена по пяти индикаторам: качество деятельности (25%), профессиональные кадры (15%), взаимодействие с бизнес-сообществом (35%), участие в проекте WorldSkills и других инновационных проектах (10%), контингент студентов (15%). На основе оценки деятельности организаций ТиПО по установленным показателям каждому колледжу присвоен рейтинг.

При расчете рейтинга использовались подтвержденные данные за 2016/2017 учебный год, представленные колледжами страны. Ранжирование проведено по территориальной расположенности (город, село) и направлениям подготовки (многопрофильные, технические, политехнические, сельскохозяйственные, гуманитарно-экономические, сервис и обслуживание, медицинские, искусство и культура, базовые, высшие).

Среди частных колледжей Республики Казахстан по итогам рейтинга ЧУ «Технологический колледж корпорации «Казахмыс» занял второе почетное место (58,25 балла); среди технических колледжей – первое почетное место (58,25 балла).

Таблица 1. Базы практического обучения колледжа

Специальность Квалификация Базы практик
0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования» 0707193 «Электромеханик»   ТОО «Maker» Филиал «Энергоспецсервис», ТОО «Kazakhmys Distribution», ТОО «Kazakhmys Maintanans Services», ТОО «Казцентрналадка»
0711000 «Маркшейдерское дело» 0711033 «Техник-маркшейдер»   ТОО «Корпорация Казахмыс» маркшейдерский отдел ГПК
0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» 0705113 «Техник-технолог» Шахтопроходческий трест им. Г. О. Омарова
1013000 «Механообработка, контрольно-измерительные приборы и автоматика в промышленности» 1013073 «Техник-механик» ТОО «Корпорация Казахмыс», (Промышленный комплекс «Қазақмыс ІТ-Автоматика»)  
0701000 «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых» 0701073 «Техник-геолог» ТОО «Корпорация «Казахмыс» геологическая служба
0706000 «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых » 0706203 « Техник-технолог» ТОО «Корпорация Казахмыс» СЖР

Таблица 2. СВЕДЕНИЯ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСНИКОВ с 2014–2018 гг

Год выпуска Количество выпусников Трудоустроенные ТОО «Корпорация Казахмыс» Самостоятельное трудоустройство Отсрочка Вуз (заочная форма) Возмещение Не трудоустроенные
ВУЗ ВС РК декрет
2014 123 110 4 3 3
2015 70 63 1 5 3 1
2016 100 98 1 1 5
2017 140 112 2 25 1 7
2018 41 37 4 4
ИТОГО 474 420 5 11 29 1 19 4 0

ЖАДКЕЕВА А. Ж., замдиректора по учебной работе

ОСПАНОВА А. Т., руководитель Центра подготовки и переподготовки кадров

журнал “Горно-металлургическая промышленность” №9 2019

Share

Еще статьи из этого номера