Аlma mater для горняков

Для получения высококлассного профильного образования совсем не обязательно уезжать из страны, что доказала «Школа горного дела и наук о Земле», которая работает при Nazarbayev University с 2016 года и успешно готовит высококвалифицированных специалистов – будущих горняков. О тонкостях образовательного процесса, об уникальной программе обучения, особенностях подготовки востребованных в отрасли специалистов читайте в нашем материале.

Школа горного дела и наук о Земле была создана при Назарбаев Университете в 2016 году в качестве ведущей Школы образования и исследований в области наук о Земле в Казахстане. Главная цель Школы горного дела и наук о Земле– собрать воедино все существующие знания о горном деле и передать их своим ученикам. Выпускники программы в будущем внесут свой вклад в развитие международной, безопасной, эффективной и экологически ответственной индустрии горного дела.

Уникальность Школы прежде всего состоит в том, что академические программы полностью охватывают все области горного и нефтегазового дела. Студенты изучают все аспекты этих областей, что дает им возможность решать различные задачи. Школа имеет современные и передовые лаборатории как для обучения, так и для исследований и сотрудничает с промышленностью для разработки технологических решений безопасным, экономичным и экологически ответственным образом.

Стратег-партнером Школы является Колорадская школа горного дела, США, которая является одним из лучших университетов в мире * (QS ranking) в области исследования и добычи минералов благодаря разработке образовательных и исследовательских программ, направленных на ответственное управление землепользованием и ресурсами.

Как построено обучение в Школе горного дела и наук о Земле?

В Школе горного дела есть несколько ступеней образования – бакалавриат, магистратура и программа PhD.

Программы бакалавриата начинаются с базовых курсов, таких как математика, физика, английский язык, химия, геология и введение в извлечение природных ресурсов. Студент начинает свое обучение с основ инженерии в качестве основных курсов, а последние два года посвящены обучению различных дисциплин по выбранной специализации.

Программы магистратуры состоят из курсовой работы, а также исследовательских компонентов. Первый год обучения дает продвинутый уровень знаний в области горного дела и нефтяной инженерии и готовит студентов к проведению исследований на втором году обучения. На втором курсе студенты развивают и практикуют исследовательские навыки. Кроме того, программа также дает студентам широкий спектр навыков решения проблем и командной работы.

Программа PhD включает базовые курсы и набор дисциплинарных или междисциплинарных курсов по выбору. Основные курсы: методы и этика исследований, статистика, обзор литературы, передовые системы горных разработок и исследования, передовая разработка резервуаров, докторская диссертация.

Отличительной чертой программ по сравнению с аналогичными программами в казахстанских вузах является содержательная структура курса, которая охватывает более широкий спектр горной и нефтяной инженерии с большим акцентом на исследования, а не на конкретную область специализации.

Выпускники Школы будут иметь много возможностей трудоустройства, в том числе в нефтяной промышленности, в горнодобывающих, геологоразведочных, консалтинговых компаниях и в природоохранных агентствах.

При основании Школы большое внимание уделялось инфраструктуре и материально-техническому обеспечению. В текущих реалиях для того чтобы быть конкурентоспособным на мировом трудовом рынке студент должен уметь пользоваться современными технологическими решениями, а иногда даже уметь их самому разрабатывать.

Для реализации данной идеи в Школе есть 3 современных компьютерных лаборатории с соответствующими программными решениями, а также около 15 лабораторий по направлениям горной, нефтяной инженерии и геологии.

Практически весь профессорско-преподавательский состав Школы состоит из зарубежных педагогов, имеющих внушительный академический опыт работы в ведущих университетах мира по горному делу, нефтегазовому делу и в области наук о Земле. На данный момент в школе преподают и занимаются научной деятельностью 15 преподавателей из таких стран, как Канада, Великобритания, Иран, США, Турция, Китай, Бенин, Пакистан, Азербайджан, Индонезия, Бельгия и Казахстан.

Школа новая, растущая, стремящаяся к привлечению всемирно известных преподавателей, которые преданы своему делу и готовы делиться со студентами передовым опытом и интересными отраслевыми исследовательскими программами.

Преподаватели Школы принимают активное участие в социальной жизни страны, не ограничиваясь стенами университета. Например, ассоциированный профессор геологии Лоран Ришар обучает школьников Казахстана для участия в международных олимпиадах и соревнованиях по геологии, а также занимается созданием учебной коллекции минералов для студентов. Так же как профессор Ришар, другие преподаватели Школы посещают другие университеты Казахстана с гостевыми лекциями и обучающими семинарами.

Обучение в Школе полностью осуществляется на английском языке. Система обучения зависит от уровня обучения студента. Например, на уровне бакалавриата студент сам составляет свое расписание в зависимости от выбранной специальности, вначале обучения ему выдается список всех предметов, которые ему необходимо закрыть, чтобы получить степень бакалавра, а далее студент сам занимается выбором предметов на семестр и составлением своего расписания.

На уровне магистратуры у студентов обычно чуть меньше «свободы» в связи с меньшим сроком обучения, поэтому у них больше предметов, которые являются обязательными к прохождению. На уровне PhD студенты закрывают очень мало курсов, все обучение в основном связано с темой исследования студента.

Школа активно сотрудничает с горнорудными предприятиями Казахстана, в первую очередь в целях получения отзывов на академические программы. Также ведется совместная работа с предприятиями для создания условий и программ для стажировок студентов. Студенты школы в процессе обучения посещают действующие шахты, ГОКи и плавильные цехи, где наглядно видят операционный процесс.

Как стать студентом Школы горного дела и наук о Земле ?

Обучение в университете осуществляется на основании государственного образовательного гранта «Назарбаев Университет», иных грантов и стипендий, а также на платной основе. Стоимость каждой академической программы разная и является сопоставимой по сравнению с программами аналогичных специальностей зарубежных вузов. Прием на платное обучение осуществляется на конкурсной основе согласно Правилам приема соответствующей программы/специальности.

Образовательный грант «Назарбаев Университет» может присуждаться гражданам Республики Казахстан, лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, принятым для обучения в университет, а также иностранцам в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Квота приема иностранцев и лиц без гражданства, имеющих право обучаться в университете за счет средств образовательного гранта «Назарбаев Университет», ежегодно определяется Правительством Республики Казахстан в рамках утвержденного государственного образовательного заказа.

Обучающимся покрываются расходы на обучение, а также выделяются ежемесячная стипендия и выплата компенсаций по обеспечению льготного проезда согласно действующему законодательству РК и внутренним документам университета. Для студентов – держателей гранта «Назарбаев Университет» пользование ресурсами библиотеки, а также работа со специализированным программным обеспечением для выполнения заданий по курсовым и лабораторным работам являются полностью бесплатными.

Ключевые требования для поступления – продемонстрировать отличную успеваемость в процессе подачи документов (мотивационное письмо, средний балл, рекомендательное письмо и собеседование).

Помимо этого, в рамках соглашения о сотрудничестве со стратегическим партерном школы у студентов магистратуры имеется возможность прохождения стажировки в школе горного дела Колорадо, США. Данная возможность получения знаний и обмена опытом для студентов будет реализована начиная с текущего года. Академические программы не требуют прохождения курсов и стажировки за пределами страны, но школа открыта для приема студентов из местных университетов, ученых для проведения исследований в лабораториях и преподавателей для проведения гостевых лекций.

Трудоустройство, докторантура, зарубежные стажировки

Школа с момента образования в 2016 году показывает значительную динамику развития. За указанный период количество преподавателей удвоилось. Совместно со стратегическим партнером разработаны и запущены программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. На сегодня в Школе обучаются 114 студентов по академическим программам бакалавриата по специальностям «горный инжиниринг», «нефтегазовое дело» и «геология», программам магистратуры и докторантуры по специальностям «горный инжиниринг» и «нефтегазовое дело». В ближайшей перспективе планируется запуск академических программ магистратуры и докторантуры по специальности «разведочная геология».

Лаборатории Школы оснащены самым передовым оборудованием для образовательных целей и осуществления научных исследований студентов и преподавателей. Отдельной гордостью Школы является оснащение лаборатории современным симулятором бурения DrillSim, который используется для обучения студентов нефтегазового дела. Лаборатория также получила международную аккредитацию для запуска и проведения краткосрочных курсов бурения представителям отраслевых компаний.

Школа не занимается трудоустройством выпускников, но университет дает возможности развить те навыки, которые необходимы для поиска подходящей работы. В университете работает Отдел развития карьеры, который начиная уже с первого курса помогает студентам стажировками, проводит информационные сессии с работодателями, проводит симуляции интервью, а также многое другое.

В 2019 году был первый выпуск магистрантов по специальности «горный инжиниринг», около 70% которых были трудоустроены в ведущих горнорудных компаниях, а остальные 30% продолжили обучение в докторантуре «Назарбаев Университета» и ведущих зарубежных университетах.

В пятилетней перспективе перед школой стоят задачи по наращиванию количества обучающихся в несколько раз по всем направлениям, расширению площадей для обучения студентов и лабораторных помещений, а также их дооснащению необходимым оборудованием. Значительный фокус будет направлен на поиск и проведение совместных научных исследований с компаниями отрасли и другими высшими учебными заведениями.

Гульжан Смаилова

журнал «Горно-металлургическая промышленность» №5-6 2020

Share
193

Еще статьи из этого номера