Стабильность и гарантии – залог будущего угольной отрасли

В столице состоялся первый казахстанский форум угольной промышленности «Новые возможности угольной промышленности в условиях технологической модернизации»

Его организаторы – Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Отраслевой профсоюз работников угольной промышленности и отраслевой горно-металлургический профсоюз «Казпрофметалл» – попытались обратить внимание участников на ряд важных проблем угольной промышленности, требующих срочного решения. Они предложили пересмотреть разработанный Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК проект Дорожной карты по развитию угольной отрасли РК на 2019–2023 годы, а затем утвердить новую редакцию постановлением Правительства, придав ей значимость и обязательность исполнения. А кроме того, в связи с отсутствием четкой государственной политики по регулированию и развитию важной отрасли разработать долгосрочную Стратегию развития угольной промышленности до 2040 года.

Как отметил в своем выступлении заместитель Премьер-министра РК Женис Касымбек, угольная промышленность Казахстана является одной из важнейших ресурсных отраслей, от которой напрямую зависит энергетическая безопасность страны. Она обеспечивает выработку в республике порядка 70% электроэнергии, стопроцентную загрузку коксохимического производства, полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения.

– Разведанные запасы угля в Казахстане составляют почти 34 млрд тонн, или 4% мирового запаса. По запасам углей Казахстан входит в десятку стран-лидеров в мире. В республике представлены все основные марки угля. За последние 10 лет объемы производства угольной отрасли выросли в 3 раза, инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза, – уточнил спикер.

Женис Касымбек сообщил, что в угольной промышленности планируется проводить целенаправленную политику поэтапного стимулирования глубокой комплексной переработки угля для получения продуктов с высокой добавленной стоимостью. Мировые тренды говорят о необходимости развития углехимии и комплексной глубокой переработки угля. В Казахстане разработаны соответствующие проекты, и Правительство готово поддерживать это направление.

В настоящее время угольные предприятия страны продолжают наращивать добычу угля и повышать собственный экономический потенциал. Беспрецедентные по масштабам и времени преобразования позволили обеспечить переход угольной отрасли на рыночные отношения.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Романа Скляра, в 2018 году угледобывающими компаниями страны добыто 113,7 млн тонн угля (без учета угольного концентрата), что на 5,4% больше по сравнению с 2017 годом. Благодаря модернизации предприятий обеспечиваются высокие производственные показатели. К примеру, на разрезе «Восточный» внедрена технология циклично-поточного вскрышного комплекса № 2, которая позволила увеличить объем отработки вскрышных пород с 36 млн куб. м в год до 56 млн куб. м в год.

– Выбранный в электроэнергетике курс на диверсификацию генерации в рамках перехода к «зеленой» экономике предполагает сохранение угольной генерации в качестве основного источника энергии до 2030 года, – отметил глава ведомства. – Главной задачей в угольной отрасли считаем необходимость усилить работу по поддержке сохранения уровня добычи угля в стране путем расширения программ по комплексной глубокой переработке угля, производству из угля дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов, диверсификации экспортных поставок. Перспективное развитие угольной промышленности потребует значительного улучшения технологических решений и трансферта либо самостоятельной разработки технологий.

Преодоление препятствий на пути к развитой угольной промышленности будет происходить поэтапно, с использованием передовых достижений науки и техники, уточнил Роман Скляр. Реализация проектов по глубокой комплексной переработке угля позволит развивать в Казахстане углехимическую отрасль, что может существенно повлиять на эффективность использования угольного потенциала республики, повысить роль угля и улучшить экологическую обстановку.

Подобные проекты надо разворачивать уже сейчас, поскольку спрос на уголь на внутреннем рынке будет постепенно снижаться, при этом добываемые объемы отправлять на экспорт не получится: казахстанский уголь становится неконкурентоспособным на внешних рынках вследствие сравнительно низкого качества и высоких транспортных издержек.

– Казахстан – богатейшая страна, обладающая огромными запасами угля, – подчеркнул исполнительный директор АГМП Николай Радостовец. – Будущее – за передовыми технологиями, благодаря которым мы будем перевозить меньше угля за рубеж, меньше его сжигать, а больше перерабатывать.

Глава ассоциации убежден, что для развития высокотехнологичных производств и коксохимии нужно предоставлять налоговые преференции, в том числе льготы по КПН, налогу на землю, имущество, создавать специальные экономические зоны вокруг крупных угольных предприятий. Экономические меры стимулирования углубленной переработки угля, по его мнению, дадут толчок качественному развитию отрасли.

Глава ассоциации также обратил внимание на то, как возобновляемые источники энергии давят на развитие и сохранение традиционных угольных ТЭС:

– Население покупает солнечную электроэнергию по 35 тенге/кВт-ч, ветровую – по 22 тенге, а угольную – по 7 тенге. Электроэнергия, вырабатываемая из угля, в пять раз дешевле, чем солнечная! В итоге стоимость электроэнергии включается в себестоимость любой продукции, в том числе произведенной предприятиями малого и среднего бизнеса. «Зеленые» технологии, конечно, необходимо развивать, но прежде нужно использовать весь потенциал тепловых станций. К примеру, дать им возможность повысить цену на электричество на 5–7 тенге и благодаря этому установить дорогостоящее очистное сооружение, сделав прорыв в экологии, причем не допустив существенного роста цен на электричество и тепло.

Для модернизации и «озеленения» необходимо предусмотреть налоговые льготы для угольных предприятий и ТЭЦ, и, возможно, дополнительные меры государственной поддержки для стимулирования внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Установка НДТ будет способствовать повышению их производительности и усилению энергоэффективности, а также улучшению экологической ситуации в стране.

Николай Радостовец упомянул и о проблемах поставки угля через Россию в Европу и Азию, сложностях перевозок по РЖД. По его мнению, Казахстан, не имея выхода к морю и будучи в составе ЕАЭС, вправе строить на территории соседнего государства перевалочные пункты, порты либо использовать имеющиеся мощности по справедливости. Он считает необходимым включить в Союзный договор раздел о доступе к российским морским портам.

– Мы надеемся на усиление переговорного процесса, на то, что этот важный для угольной отрасли вопрос будет рассмотрен на самом высоком уровне и решен на многие годы. Будут приняты конкретные правовые нормы, которые позволят нам иметь гарантии, потому что стабильность и гарантии для нас – это первое дело, – подчеркнул он.

Глава отраслевой ассоциации особенно отметил, что отсутствие четкой государственной политики не способствует решению проблем, имеющихся в отрасли. Так, в Концепции развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года с перспективой до 2050 года не уделяется должного внимания угольной отрасли и перспективам угольной электрогенерации в стране. Мероприятия Дорожной карты по развитию угольной отрасли РК на 2019–2023 годы не решают основные проблемы угольной промышленности, связанные с тарифной политикой КТЖ, завышением конечной стоимости угля недобросовестными реализаторами и частными автомобильными перевозчиками, повышением качества угля, а также не предлагают решения для развития углехимии в Казахстане. Более того не ясны перспективы развития угольной отрасли в связи с мировыми тенденциями и тенденциями на внутреннем рынке Казахстана.

– В этой связи считаем необходимым полностью пересмотреть проект документа, а после обсуждения и качественной переработки утвердить новую редакцию постановлением Правительства, придав ей значимость и обязательность исполнения. Необходимо также до конца 2019 года разработать долгосрочную Стратегию развития угольной промышленности до 2040 года, учтя все проблемы. В 2020 году необходимо доработать проект и принять в работу финальную редакцию стратегии.

О совершенствовании системы социального партнерства в свою очередь заявил председатель Отраслевого профсоюза работников угольной промышленности Михаил Никифоров. За последние годы в Казахстане с учетом международного опыта сформирована многоуровневая система социального партнерства и его законодательная основа. Очевидно, что эффективно функционирующая система набирает обороты: все больше мы видим диалога, социальных переговоров, в которых отражаются и заработная плата, и социальные проблемы. Это говорит об упорстве профсоюзов.

– Но отрасль теряет кадры, тогда как ее перспективы выглядят хорошо. Работы хватит еще на многие поколения. Нас очень волнует и сохранение рабочих мест, и сохранение здоровья работников, – подчеркнул Михаил Никифоров, заметив, что заработная плата по-прежнему неадекватна шахтерскому труду и возврат к выходу на пенсию в 50 лет находиться на стадии обсуждения.

Перевозка угля – социально значимого груза – является для железнодорожников одной из приоритетных задач, отметил выступивший на форуме первый заместитель председателя правления АО «НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов.

– В минувшем году погружено свыше 105 млн тонн угля, что на 3% больше уровня 2017 года. С начала текущего года погрузка составила 41 млн тонн. При этом на экспорт отгружено 12,7 млн тонн, что больше аналогичного показателя прошлого года на 5%, – уточнил он.

Есть потенциал роста объема перевозок в экспортных направлениях. Уже сейчас имеются дополнительные заявки на отправку угля в Россию, Кыргызстан, Беларусь, Румынию. 200 тысяч тонн ежемесячно. Для полного обеспечения заявленного объема погрузки требуется слаженная работа всех участников перевозочного процесса по соблюдению установленной технологии оборота вагонов, снижению сроков их простоя под грузовыми операциями и своевременному возврату порожнего подвижного состава с сопредельных стран.

Представитель КТЖ акцентировал внимание на необходимости равномерной погрузки угля в течение года.

– Тарифы оператора вагонов АО «Қазтеміртранс» на транспортировку угля установлены до 31 декабря 2019 года и согласованы со всеми участниками рынка перевозок. При этом их уровень минимальный по сравнению с уровнем тарифов на прочие виды грузов, перевозимых по железной дороге, – подчеркнул Канат Альмагамбетов.

По его словам, АО «Қазтеміртранс» готово заключить соглашение по обеспечению вагонами грузоотправителей под гарантированный объем погрузки с фиксацией ставки тарифа оператора, которое будет предусматривать взаимную ответственность сторон.

– Я думаю, что совместными усилиями мы не допустим, чтобы инфраструктура препятствовала повышению объемов перевозок, – резюмировал Канат Альмагамбетов, призывая использовать резервы эффективности и сообща решать проблемы по улучшению оборота вагонов, увеличению скорости следования вагонов, скорости выгрузки и погрузки на конечных станциях.

Инновационные технологии переработки угля и пути решения экологических проблем в отрасли участники форума обсудили на «круглом столе» «Модернизация и экология». Как сообщил директор ТОО «Институт химии угля и технологии» Болат Ермагамбет, в настоящее время актуальна переработка углеродсодержащих отходов – угольных продуктов, угольной мелочи, ила сточных вод, животноводческих отходов и отходов производства.

– Мы изучаем возможности их глубокой переработки, получения из них безопасных видов топлива: водорода, метанола, синтетического газа, диметилового эфира, пиролизного газа, биогаза, – пояснил Болат Ермагамбет.

По его оценке, в результате реализации углехимических проектов ВВП страны за счет экспорта и замены импорта наукоемких продуктов может вырасти на 0,5–1%.

О применении технологии переработки низкосортных углей для производства синтетической нефти, газа, кокса и энергии рассказал главный инженер проекта ООО «ТТУ ЛТД» АО «Казахский университет технологии и бизнеса» Руслан Салихов. В числе важных тем обсуждения были также оптимизация процессов качества угля, новые решения для контроля качества и мониторинга качества каменного топлива.

На форуме состоялось награждение передовиков производства отраслевыми наградами – почетной грамотой АГМП, званиями «Почетный работник угольной промышленности», знаками «Трудовая слава» I степени, «Шахтерская слава» I степени.

– Вручение отраслевых наград – не просто хорошая традиция, – подчеркнул в ходе торжественной церемонии Николай Радостовец. – Это внимание нашего общества к людям труда, повышение престижа рабочих профессий. Очень важно, чтобы молодежь воспитывалась на достойных примерах героев труда.

В заключение глава АГМП выразил надежду, что форум станет ежегодной диалоговой площадкой для решения задач, стоящих перед угольной и смежными отраслями промышленности.

Николай Ванжа

журнал “Горно-металлургическая промышленность” №7-2019

Share

Еще статьи из этого номера