Кадры для ГМК: цифровизация и непрерывное образование

В рамках XIV Международного горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy состоялся круглый стол на тему «Партнерство государства, образования и бизнеса для развития качественного человеческого капитала в ГМК», организованный АГМП. Модератором мероприятия выступила заместитель исполнительного директора ассоциации Бахыт Манасбаева.

Круглый стол по кадровому обеспечению ГМК стал традиционным, ежегодным отраслевым событием. Открывая его, исполнительный директор АГМП Николай Радостовец отметил, что самое узкое место в горно-металлургическом секторе сейчас – это кадры. В отрасли отмечаются нехватка высококвалифицированных специалистов, старение кадров. К сожалению, молодежь не стремится в ГМК. По словам руководителя ассоциации, дефицит кадров, обладающих цифровыми навыками, современными технологиями, особенно остро ощущают инвесторы, которые приходят в Казахстан. По этой причине они порой привлекают персонал из-за рубежа.

Представляя текущую ситуацию с подготовкой кадров в учреждениях высшего образования, председатель Комитета высшего и послевузовского образования Министерства науки и высшего образования РК Гульзат Кобенова привела данные: на сегодня в стране функционируют 120 вузов, где обучаются более 640 тыс. студентов. Государство размещает государственный образовательный заказ на подготовку кадров. Из года в год наблюдается тенденция к увеличению  количества образовательных грантов. Ведется работа по обновлению контента подготовки кадров, что позволяет вузам формировать образовательные программы, исходя из потребностей регионов, рынка труда, чтобы выпускник на выходе был востребованным и трудоустроенным.

Председатель Комитета остановилась также на подготовке кадров в ГМК, – в этом направлении в стране принято более 8 тыс.  образовательных программ, которые вузы разработали самостоятельно. Одно из требований работодателей заключается в том, чтобы образовательные программы основывались на профессиональных стандартах. На сегодня вузами разрабатывается такие инновационные образовательные программы, как «Горное дело и добыча полезных ископаемых», «Горная инженерия», «Металлургическая инженерия» и другие.

При разработке образовательных программ вузы принимают во внимание данные Атласов новых профессий. Согласно исследованиям, в секторе ГМК ожидается появление таких новых профессий, как аналитик по обработке больших данных, администратор сетей блокчейн, конструктор композитных материалов и т. д. Исчезающими названы профессии машиниста бульдозера, машиниста конвейера и другие.

— На сегодня практически в каждом регионе созданы проектные офисы, где все заинтересованные стороны могут взаимодействовать, обсуждать и совместно проводить исследования, разрабатывать образовательные программы, — уточнила спикер.

НПП ежегодно проводит рейтинг образовательных программ. В этом году по результатам рейтинга уже 6-й год работодатели отмечают улучшение качества  образовательных программ, и, как следствие, повышение трудоустройства выпускников. К примеру, на сегодня по образовательной программе «Горное дело» трудоустройство выпускников составляет 90%.

Более детально кадровую политику в ГМК осветил президент Центра развития трудовых ресурсов Министерства труда и социальной защиты населения РК Даулет Аргандыков. В среднем в ГМК занято 225 тыс. человек. Структура работников отрасли показывает, что четверть составляют люди старше 50 лет, больше четверти –в возрасте 40-50 лет, то есть в  среднем в горнодобывающей промышленности работает возрастная категория людей. И это вызов. При этом давление на рынок труда идет непропорционально: на севере – дефицит, на юге – избыток. В ГМК по уровню образования: 50% — люди со средним специальным образованием, более 20% — с высшим образованием и у более 29% работников отсутствует образование.

По словам Д. Аргандыкова, государство перешло от просто таргетирования занятости к качественной занятости. Качественные рабочие места предполагают уровень оплаты труда, большей или равной медианной зарплате в регионе,  стабильную занятость в течение 6 месяцев и более, льготы (медицинское страхование, пенсионное обеспечение, оплачиваемый отпуск и др.) и безопасную рабочую среду, при которой коэффициент производственного травматизма ниже среднеотраслевого. В горнодобывающей промышленности из общего количества 189 тысяч рабочих — 110 тысяч, или 41%, составляют качественные рабочие места.

Опытом взаимодействия предприятия с системой образования для подготовки кадров международного уровня поделился директор по персоналу группы ТОО «KazMinerals management» Пол Гахаган. Он рассказал о деятельности компании в сфере образования и подготовки кадров в Восточно-Казахстанской, Абайской и Павлодарской областях.

По его мнению, горнодобывающие компании на международном уровне сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное количество студентов, поступающих на специальности, связанные с горной промышленностью, невысокое качество профориентации на школьном уровне, разрыв между теоретическим и практическим обучением, не соответствующим требованиям горнодобывающей промышленности.

Заместитель генерального директора по персоналу и культуре ТОО «Евразийская группа» Акмарал Найзабекова рассказала о реализуемой компанией системе непрерывного образования для подготовки высококвалифицированных кадров. По ее словам, необходимо развивать корпоративное обучение, поскольку недостаточно обучать в школах, колледжах, университетах, — необходимо сильное профилирование. Поэтому в 2023 году был создан Корпоративный университет ERG CU, цель которого — не только корпоративное обучение топ-менеджмента и среднего звена, но и дообучение профессиям мастеров, состава ИТР, линейных руководителей, с фокусированием на рабочих профессиях. В состав университета входят пять академий: проектного управления и цифровизации,  производства, ОТиПБ, лидерства и технического обслуживания и ремонта.

В этом году Корпоративный университет ERG заслуженно завоевал золотую медаль в Международном конкурсе EFMD Excellence in Practice Awards 2024 в номинации «Профессиональное обучение» с проектом по обучению водителей самосвалов с использованием тренажеров-симуляторов.

Руководитель Управления образования Павлодарской области Самал Айтказина проинформировала о роли ТиПО в развитии человеческого капитала Павлодарской области. В регионе действуют 44 колледжа, из них 30 государственных и 14 частных.  За последние 3 года охват молодежи вырос на 5 тыс. человек, на 2 295 мест увеличился объем госзаказа. Колледжи активно реализуют дуальную систему обучения.

Директор Аксуского высшего многопрофильного колледжа Алма Айтуарова сообщила об организации Альянса колледжей как примере эффективного социального партнерства в области развития кадров ГМК. В 2022 году по инициативе ERG создан «Альянс колледжей и ERG», в состав которого вошли 14 колледжей Павлодарской, Костанайской и Актюбинской областей. На сегодня  Альянс представляют 24 колледжа, три вуза и международные организации.

— Альянс является связующим звеном между производством, образованием и государством. Проект ставит ряд ключевых задач. Это обновление образовательных программ,  привлечение и трудоустройство молодежи, развитие практических навыков студентов, реализация концепции непрерывного образования, — прокомментировала спикер.

На децентрализованной системе управления профессиональным образованием акцентировал внимание координатор международных проектов Саскатчеван Политехник колледж (Канада) Игорь Илько. Децентрализация подготовки кадров для экономики связана с тем, что в Канаде нет национального министерства образования, поэтому большинство вопросов решаются на уровне провинции или региона.

По словам И.Илько, программы обучения в колледжах гибкие, модифицируются под требования времени и рынка, образовательные стандарты задаются профессиональными ассоциациями, программы у колледжей могут отличаться. Набор студентов зависит от индикаторов рынка труда, некоторые программы уменьшают или увеличивают набор, или могут быть приостановлены. Все преподаватели должны иметь 5-10 лет стажа в индустрии (за последние 10 лет), практические занятия составляют до 50% обучения. Международный опыт канадского колледжа внедрен в таких странах, как Украина, Вьетнам, Филлиппины, Кения, Танзания, Колумбия и др.

Руководитель проекта «Профориентационный сервис в школе» Общественного фонда «The Ulytau Educational Foundation» Асем Оразбекова рассказала о системе взаимодействия «школа-колледж-вуз-работодатель». Она подробно остановилась на мероприятиях фонда по взаимодействию школ с вузами, компетентностной модели выпускника школ и колледжей, уровне подготовки специалистов и требованиях работодателей на примере политехнического колледжа ТОО «Корпорация «Казахмыс».

Советник председателя совета директоров группы компаний Allur/Qarmet Айгуль Ахметова сообщила о созданной три года назад Высшей инженерной школе Allur, позволившей интегрировать учебные заведения и производства, об организации Инновационного хаба им. А. Букейханова, на площадке которой промышленные компании и технические вузы решают стратегические задач производств, готовят квалифицированные кадры, а также о планах по созданию подобного Инновационного хаба в горно-металлургической отрасли. Данный проект предложили начать реализовывать на региональном уровне, в Карагандинской области.

Выступление генерального директора iCLO Ltd. Сампат Кумар Шрирама было посвящено устойчивому и адаптивному к будущему HR, отвечающему требованиям к повышенному спросу на критические минералы.

— Ожидается, что спрос на критические минералы, особенно для технологий чистой энергетики, утроится к 2030 году, — сказал он. — Это представляет собой как вызов, так и возможность для горнорудной промышленности. Казахстан готов сыграть ключевую роль в качестве основного поставщика таких минералов, как литий, никель, кобальт, и редкоземельных элементов.

В перспективе, чтобы удовлетворить будущие потребности, необходимо развивать геологоразведку юниорскими компаниями и привлекать крупных операторов. Это ускорит оценку ресурсов и реализацию проектов, что в свою очередь приведет к увеличению занятости и борьбе за таланты. Важно подготовить квалифицированную рабочую силу для удовлетворения этих потребностей.

Как компаниям адаптироваться к новой эре рабочей силы? Сампат Кумар Шрирам убежден: необходимо учитывать, что миллениалы ценят гибкий график и возможность удаленной работы. Компании должны вкладывать средства в обучение и развитие сотрудников и таким образом их удерживать.

Представитель Ernst & Young Елена Зигангирова в своем выступлении отметила важность участия работодателей в разработке профессиональных стандартов, необходимости вовлечения их в развитие Национальной системы квалификаций в Казахстане, а также их совместной с ЕБРР работе по реализации проекта содействия экономической интеграции в области природных ресурсов и энергетики в Казахстане через разработку профессиональных стандартов в ГМК.

На круглом столе состоялась церемония вручения почетных грамот АГМП представителям  учреждений образования, HR-службам горнодобывающих предприятий.

Пресс-служба АГМП

Share
853